Пришло время снять турбонагнетатель и почистить геометрию от сажи.
Симптомы - передув, т.е. при ускорении, особенно в горку, машина ловила т.н. limp mode, т.е. наддув практически выключался.
Для того, чтобы понять, турбина ли это засорилась или нет были проделаны следующие вещи
1. Вакуумные шланги поменяны на новые
2. Померян вакуум в магистрали - сосет -0,9 бар
Померян вакуум на актуатор турбины - сосет -0,6 бар
Эти значения свидетельствуют о том, что все до турбины хорошо.
3. После этого я откручивал пару раз скобу актуатора от нагнетателя и вручную разрабатывал геометрию - в итоге limp моды машина уже не ловила, но по логам шел конкретный передув.
4. Ну и чтобы уже стопудово убедиться, что у меня загажена геометрия, подкинул рабочий N75 клапан - результат тот же.
Итак, снятие турбонагнетателя, мотор AFN 223000 пробега.
Для выполнения этой операции понадобится яма, я таковой пока не имею, поэтому вывешивал передок машины и ложился под нее.
Для того чтобы все прошло максимально гладко - без разбитых пальцев, сорванных болтов и т.п. лучше всего начинать за неделю методично поливать крепежные болты, болт масломагистрали и стык горячей улитки ВДшкой, у меня после этого все открутилось без проблем.
Для выполнения этой операции потребуются следующие материалы и инструменты.
1. Вороток маленький, вороток большой
2. Ключи 10,12,13,17
3. Головки 8,10,12,13, удлинители
4. Головки шестиранные 3,5,6
5. Головка TORX 25
6. WD40
7. Отвертка шлиц, крест
8. Переставные клещи, сегера (для снятия хомутов)
9. Фонарик
10. Шило
11. Молоток
12. Кастрюля, горелка, вода
13. Лимонная кислота 100 г
14. Стиральный порошок 100 г
15. Губки для мытья посуды, набор. Ветошь.
Материалы
1. Прокладка впускного коллектора
2. Прокладка на выхлоп
3. Прокладка маслосливной магистрали
4. Прокладки маслоподающей магистрали
Для выполнения этой операции лучше всего рассчитывать на два дня - если что-то не открутится, чтобы было время замочить на ночь ВДшкой, смотаться за сломанной деталью и т.п.
Начнем.
1. Снимаем воздушную магистраль с ВФ на турбину. Гибкий шланг прикручен хомутами, вертикальная трубка прикручена тремя болтиками на 10 (два на турбине, один на впускном коллекторе), отсоединяем вакуумный шланг на актуатор. Если прокладка между воздушной трубой и нагнетателем порвана, ее нужно заменить.
2. Рекомендую снять впускной коллектор: во первых его тоже стоит почистить, как и каналы в ГБЦ, во вторых, будет больше места для работы с турбой.
Отсоединяем хомуты с труб, идущих на интеркуллер при помощи клещей.
Снимаем жарозащитный экран - две гайки на 12.
Впускной коллектор прикручен шестью болтами с вн. 6-гранником на 6 к ГБЦ.
Здесь нужно использовать различные удлинители, т.к. постоянно будет мешать маслотрубка, актуатор. Я сделал проще - открутил маслотрубку со всех креплений, чтобы она свободно болталась и не мешала работать.
К турбине она прикручена двойной гайкой на 17. Так как я поливал все заранее ВДшкой, у меня она открутилась без проблем, но сразу со второй гайкой - в принципе неудобства никакого не испытал и при закручивании.
С другого конца трубка прикручена к кронштейну фильтра гайкой на 17-ть, чтобы ее открутить, нужно снять клемму с датчика давления масла и отсоединить разъем на ТНВД.
Посередние трубку держит зажим с гайкой на 8 и еще один зажим, прикрученный к выпускному коллектору гайкой на 13. Нужен фонарик и удлинитель.
Откручиваем заглушку на EGR, если система еще не удалена, как раз есть время этим заняться.
Итак, впускной коллектор снят.
Убеждаемся еще раз, что вырезанный EGR значительно улучшает чистоту впуска - говидла в коллекторе почти нет,
а вот каналы в ГБЦ конечно загажены, их придется чистить.
3. Откручиваем выхлопную трубу - три гайки на 13, их тоже нужно поливать ВДшкой заранее.
4. Турбина крепится тремя гайками к выпускному коллектору и одним болтом к нижнему кронштейну.
Гайки откручиваем сверху, нижний болт - с ямы.
5. Теперь участок работы, который проделывается снизу, с ямы. Нет, может у кого-то есть лапорокопический опыт и у него получится это сверху, у меня не получилось.
Снимаем защиту - четыре болта на 10, три защелки.
Откручиваем маслослив - два винта ТОРКС 25, не самых удобных с точки зрения положения руки, нужен фонарь, крутить - на ощупь.
Турбина опирается на кронштейн, к которому прикручивается болтом. У меня это был внутренний 6-гранник на 6-ть, но в оригинале там болт под головку.
Скажу сразу, что вынуть турбину после откручивания этого болта у меня не получилось, поэтому я открутил нижний кронштейн - там два болта под ключи 13 и 17.
6. Вынимаем турбонагнетатель с машины, можно аккуратно поддеть отверткой, чтобы сдернуть со шпилек, только не поцарапайте стык турбо и коллектора. Не думал, что он такой тяжелый
7. Теперь можно идти в теплый дом и на столе разбирать улитку. Расстилаем на столе чистую ветошь.
Задача - отделить горячую часть, в которой находится VNT-механизм. Горячая улитка крепится болтиками с головкой на 10-ть, два из них крепят скобу актуатора к турбине. Снимаем актуатор, шток дежит стопорное кольцо - шилом поддеваем его, аккуратно, оно хрупкое.
Откручиваем болтики по кругу ключиком на 10. Когда весь крепеж снят, поднимаем турбо за холодную часть и постукиваем молотком по горячей части - там для удара есть пару мест, постукивать нужно равномерно, чтобы половинку не перекосило. Если не идет - зажимаем холодную часть в тиски, поливаем ВДшкой точно в стык горячей части и продолжаем отбивать. Если опять не идет - замачиваем на ночь, идем спать. У меня снялось за два удара, опять-таки, я проливал стык в течение недели до того.
Открывается нелицеприятная картина - все покрыто сажей.
Холодную часть оставляем, ее потом просто протрем щеточкой. Горячую будем кипятить. Да-да, суп из Гаррета
Можно чистить щеткой, но это долго и можно оставить царапины на механизме, куда потом будет опять набиваться сажа. Готовим большую кастрюлю, кипятим воду, 100 г лимонной кислоты, 100 г порошка стирального.
8. Разбираем VNT механизм. Тут важно ничего не потерять, иначе будет мучительно больно...
VNT кольцо держится на трех роликах, которые насажены на шпенечки, вынимаем шпенечки и освобождаем кольцо от роликов.
Шайба с лопатками геометрии держится на трех винтиках с внутренним 6-гранником на 3. Снимаем механизм, под ним будут еще три шайбочки.
Всю эту кухню помещаем в уже закипевшую кастрюлю, засыпаем кислоту и порошок.
Сыпем постепенно, иначе будет бурная реакция. У меня все пошло через верх, часть реагента вылилось, поэтому я еще добавил в супчик автомобильного шампуня. Все элементы сделаны из нержавейки, можно не переживать.
Кипятим час, можно чуть больше. Вода станет чооорной.
9. Выключаем газ, вынимаем аккуратно элементы, студим. Чугуний очень горячий, осторожно! Теперь берем губочку для мытья посуды и агрессивной стороной снимаем сажу, понадобится несколько губок. Окончательно вытираем все ветошью. Оттираем также ответную часть холодной улитки. Все должно блестеть, лопатки должны перемещаться под собственным весом!
Собираем горячую часть обратно - под шайбу с лопатками кладем шайбочки, прикручивать шайбу нужно не сильно, иначе лопатки будут царапать чугунный корпус. Ставим VNT кольцо, оно ставится только в определенном положении - нужно будет примерить холодную часть, чтобы понять как оно должно быть расположено.
Соединяем обе части нагнетателя, проверяя, что все совпало, что собачка механизма ходит очень легко, при этом слышно как клацает сам механизм.
Крепим горячую часть болтами, крепим скобу актуатора, затягиваем по периметру равномерно, опять проверяем работу механизма - все должно ходить очень легко.
10. Регулировка штока актуатора. Собачка VNT механизма имеет два крайних положения - полный наддув, полный ненаддув. Верхнее положение отрегулировано болтом и помечено краской с завода - его трогать не надо, иначе лопатки геометрии могут задевать крыльчатку. Нижнее положение ограничено упором VNT кольца, под него и нужно подогнать длину штока актуатора, потом закрепить его стопорным кольцом.
11. Ставим турбу на машину, прикручиваем маслотрубки, выхлоп. Не забываем поменять прокладки на масляные магистрали.
Я заодно поставил оригинальную заглушку EGR с прокладкой
Вычищаем от говидла каналы в ГБЦ - я брал чистую ветошь и вытирал ей внутри. Ставим впускной коллектор, подсоединяем все воздушные и вакуумную трубку, ставим защиту.
Запускаем мотор. У меня после чистки пропал свист на холостых и при перегазовке. Тяга стала равномерной, нет провалов.
Удачи в вашем нелегком деле.